фотоальбом информация о музее на главную список музеев карта области маршруты экскурсий поиск на сайте обратная связь

История Тихвина
Выставка "Тихвин на рубеже ХIХ - начала ХХ в.в."
Выставка "Из прошлого Тихвинского края"
Выставка "Церковная старина"
Тихвинский Богородицкий монастырь
Тихвинская икона Божией Матери
Коллекции краеведческого музея

История Тихвина

Панорама г. ТихвинаГерб г. ТихвинаСобор Успения Богородицы в Успенском монастыреЦерковь в г. ТихвинеУлица в г. Тихвине

Первое упоминание о Тихвине как о поселении относится к 1388 г. Оно связано с чудотворным явлением на берегу реки Тихвинки иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руке. Строительство храма Успения в необитаемом доселе месте древней новгородской земли положило начало Тихвинскому Пречистенскому погосту, а затем и посаду.

Выгодное расположение Тихвина на перекрестке торговых путей, ведущих в Новгород, Вологду, а также важное стратегическое значение на северо-западной границе Руси способствовали его быстрому экономическому развитию.

В 1507-1515 г.г. на средства московского князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков возвел монументальный Успенский собор. Его сын Федор в 1560 г. по велению царя Ивана IV Грозного за один сезон построил монастырь-крепость.

Монастырь богател, богатели и торговые люди, которых в XVI в. в Тихвине становилось все больше. В начале Ливонской войны (1558) Иван Грозный решил укрепить Тихвин как возможный важный пункт обороны юго-восточного Приладожья, для чего приказал обнести мощными стенами и увеличить Тихвинский Большой мужской монастырь. Укрепленные монастырские стены пригодились в начале XVII в., в лихие времена борьбы со шведской оккупацией.

Многие тихвинцы, несмотря на то, что Россия на северо-западе была тогда совершенно отрезана от моря, стали опытными мореходами и вместе с новгородцами чувствовали себя на Балтике как дома.

В 1764 г. Екатерина II своим указом конфисковала монастырские земли в пользу государства и раздала их дворянам. В 1773 г. Тихвинский посад официально получил статус города и герб, который выглядел следующим образом: "Щит, разрезанный надвое дугою серебряною, означающей часть зодиака, на которой изображен черными литерами год учреждения сей слободы городом; верхняя часть щита голубая, на которой сверху происходит золотое сияние, показующее, что сие место и прежде было знаменито; в нижней части на червленом поле императорская корона, показующая милость и протекцию к сему городу Ее императорского величества, а червленое поле показует ревность и усердие, на каковое корона за оказанную милость к сему селению от граждан тех надеется".

Поскольку за три года до этого страшный пожар уничтожил почти весь посад, по предложению новгородского губернатора было решено на этом месте построить город по правильному генеральному плану, для чего из Твери был прислан "прапорщик от архитектуры" Василий Поливанов.

В ХIХ в. город развивался как торговый и ремесленный центр, значение которого возросло с открытием в 1811 г. Тихвинской водной системы. Но постепенно Тихвин утратил свое экономическое значение.

Через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт. В 1826 г., направляясь в Сибирскую ссылку, через город проезжали и останавливались на местной почтовой станции декабристы, а в 1849 г. по этому тракту следовал на каторгу Ф.М. Достоевский. Дом, где в XIX в. размещалась почтовая станция, сохранился (Московская ул., 13).

В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с фашистскими оккупантами, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Но в ноябре-декабре 1941 г. немецкие войска под Тихвином были разгромлены.

Во время войны Тихвин был разрушен почти полностью. Возрождение города началось в 1963 г. со строительства завода "Центролит". Сейчас это одно из крупнейших машиностроительных предприятий области "Завод Трансмаш".

Выставка "Тихвин на рубеже XIX-XX веков"Выставка "Тихвин на рубеже XIX-XX веков"Выставка "Тихвин на рубеже XIX-XX веков"Интерьер актерской гримернойАфиша пасхального репертуара Интерьер гостиной в доме зажиточного тихвинца

Выставка "Тихвин на рубеже ХIХ - начала ХХ вв." посвящена 225-летнему юбилею переименования "селения, именовавшегося посадом", в уездный город Тихвин (1773).

На выставке представлены различные аспекты жизни провинциального города рубежа веков: ежедневные занятия жителей, состояние торговли, средств связи, транспорта.

Центральная часть - экспозиционный комплекс "Вид торговой площади в Тихвине. 1910-е г.г.", основу которого составляет воспроизведение фотографии тихвинского фотомастера А.М. Кузнецова. Комплекс отражает значение города как одного из центров торговли. Ежегодные тихвинские ярмарки (Великопостная, Середокрестная, Покровская и Рождественская), куда свозили самый разнообразный товар, славились по всей России.

В комплексе представлены сплетенные из щепы короба для хранения шерсти, дорожная корзина для предметов домашнего обихода с украшением из коры светлых и темных ивовых прутьев, корзина для продуктов с витыми из прута ручками, а также "добросовестный товар" - глиняные изделия работы оятских мастеров (живших по берегам реки Оять), горшки для приготовления теста, сосуды для растительного масла, бражницы. Все эти товары, а также изделия из металла (латунные самовары тульских и тихвинских фабрик, чугунные утюги, медная луженая форма для студня или киселя) продавались на базарах и в лавках Гостиного двора.

На выставке отражена и культурная жизнь города: деятельность библиотек, музеев, театров. Первые сведения о театральных постановках в г. Тихвине относятся к 1889 г. Это были литературно-вокальные вечера, "живые картины", бенефисные спектакли актеров, мелодрамы. Развлекательные пьесы вносили оживление в жизнь провинциального города.

Интерьер выставочного зала дает представление о характере убранства актерской гримерной в провинциальном городе. Обстановка состоит из отдельных предметов мебели, изготовленных в Тихвине в конце ХIХ в.: дивана для отдыха, ширмы, за которой переодевались актеры, туалетного столика с набором принадлежностей для нанесения грима (баночек для помады, флаконов для духов). На стенах развешаны афиши с классическим и популярным репертуаром.

Представление о ежедневной жизни жителей города можно составить, ознакомившись с представленным в музее интерьером гостиной в доме зажиточного тихвинца - мебелью конца ХIХ - начала ХХ в.в., фотографиями и важной приметой времени, только что появившимся в провинциальных домах граммофоном.

Выставка "Из прошлого Тихвинского края"Кувшин из д. УсадищеКувшин из д. ВерховьеКоллекция прялок

Бытовая культура сельского населения Тихвинского края представлена на выставке "Из прошлого Тихвинского края. Конец ХIХ - первая треть ХХ в.в." Основное внимание здесь уделено производственной деятельности - земледелию, животноводству, домашним занятиям, промыслам и ремеслам: ткачеству, набойке тканей, кузнечному и токарному делу. Элементы женской и мужской народной одежды позволяют посетителям выставки судить о материале, крое ткани, способах украшения и орнаментальных мотивах. Экспонаты дают представление и о предметной среде крестьянского жилища.

Отдельно на выставке выделена детская тема, представленная экспонатами, связанными с уходом за детьми, трудовым воспитанием, играми.

На выставке можно ознакомиться с большой коллекцией прялок, собранных в деревнях тихвинского края. Несмотря на то, что прялки (в отличие от веретена) выполняли подсобную роль в процессе прядения, они занимали особое место в жизни крестьянской семьи и многие из них стали настоящими шедеврами народного искусства.

Широко были распространены цельные, корневые прялки, которые вырубались из дерева и его корня. Делали также разъемные прялки, у которых составные части - лопасть, ножка и донце - вырезались из двух или трех отдельных кусков дерева. Прялки, как правило, обладали ярко выраженными местными особенностями.

Представленная на выставке прялка "золоченка" конца ХIХ - начала ХХ в.в. расписана по схеме, характерной для "волховских" или "новоладожских" прялок: по краям лопасти - широкие золоченые полосы, в центре - растительный орнамент. Цветок обрамлен с трех сторон трафаретным текстом с указанием имени владелицы. Именная прялка изготовлена в известном центре прялочного производства Тихвинского района - Спасовщине в междуречье нижнего течения Волхова и Сяси.

На выставке воспроизведен интерьер деревенской избы. Часть жилого пространства, как бы увиденная через окно, включает наличник, стол с посудой для праздничного застолья, светец для освещения жилища. В убранстве "красного угла" присутствует узорная скатерть, на полу - домотканый половик. Комплекс составлен из предметов, бытовавших в деревнях Тихвинского района: кувшинов для пива, блюда для киселя или холодца, солонки, выполненной оятскими мастерами.

Один из глиняных кувшинов для пива, датируемый 1849 г., изготовлен гончаром Ф.М. Морозовым в деревне Верховье Явосемской волости Тихвинского района. Кувшин имеет отогнутый ступенчатый венчик, линия тулова плавно изогнута, на плоском дне выделяется "чашечка" - линия зачина сосуда. Горло и верхняя часть плечиков украшены точечным геометрическим орнаментом. В узоре присутствует композиция из полос, ромбов и треугольников.

Другой кувшин ХIХ в. поступил из деревни Усадище Ганьковской волости Тихвинского района. Трубчатый носик (слив) украшен линейным, точечным и штрихованным орнаментом, в композиции присутствуют круги, полосы, ромбы, точки, косые кресты. Закрывается кувшин деревянной пробкой.

Выставка "Церковная старина"Выставка "Церковная старина"Облачение архиерея

Выставка "Церковная старина" построена на подлинных материалах из собрания Тихвинского историко-краеведческого музея. Церковное собрание ХIХ-начала ХХ в.в. стало складываться в 1970 г. В него вошли старинные предметы, подаренные или приобретенные у жителей Тихвинского края, а также поступления из Покровской часовни в Пильдеж Горе. Также коллекция включает экспонаты, переданные из Российского этнографического музея, место бытования которых неизвестно.

Выставка состоит из двух разделов. Первый посвящен предметам, используемым на литургии - главнейшем из христианских богослужений, и включает напрестольный крест, Евангелие, священные сосуды, покровы и покровцы. Представлены и облачения священнослужителей - дьяков, священников, архиереев, предметы богослужения. Можно внимательно рассмотреть облачение архиерея ХIХ в.: подризник из шелковой ткани, украшенный золотыми нитями, канителью, блестками, серебром, филигранью; саккос из парчи с оплечьем, оформленным ажурной лентой из "волоченого" золота, с подолом с бахромой из "крученой" золотой нити; шелковую мантию со скрижалями из малинового бархата и воротом, застегивающимся на две серебряные пуговицы.

Во втором разделе выставки собраны предметы, являющиеся частью традиционной культуры, быта, праздников и обрядов православного человека. Достойны внимания икона Богоматери "Всех Скорбящих радости" в красном углу городского дома, меднолитые с эмалью иконки, образки, складни с изображением святых, сопровождавшие путешественников. Ярки и красочны расписные пасхальные яйца, полотенца, шитые и резные иконы, тканый посвятительный поясок святому с молитвенной просьбой "Моли Бога о нас".

Собор Успения Богородицы в Успенском монастыреРосписи галереи собора Успения Богородицы Собор Успения Богородицы в Успенском монастыреЗвонница в Успенском монастыреТрапезная в Успенском монастыреСтены Успенского монастыря

Тихвинский Богородицкий монастырь был основан в 1560 г. по указу Ивана Грозного на месте явления чудотворной иконы Богоматери, свершившегося, согласно преданию, в 1383 г.

Архитектурный комплекс Тихвинского Богородицкого монастыря включает Успенский собор, Покровскую церковь с трапезной, звонницу, Казенные кельи и Архимандричьи кельи.

Успенский собор построен в 1507-1515 г.г. на средства великого князя Василия III и представляет собой шестистолпный, трехапсидный, пятиглавый храм с четырехчастным делением фасадов. С трех сторон храм окружен крытыми папертями, которые с востока замыкаются приделами, а с запада - угловыми пристройками. В интерьере собора находятся значительная по сохранности и художественной ценности настенная живопись и элементы декоративного убранства.

Несмотря на значительные переделки, которым собор подвергся в конце ХVII - первой четверти ХIХ в.в., храм является уникальным памятником архитектуры ХVI в.

Трапезная с теплой церковью, построенная в 1581 г., представляет собой грандиозную и совершенную для своего времени постройку. Здание трапезной двухэтажное с глубокими подвалами. Фасадное решение очень сдержано, и лишь завершению одноглавой шатровой церкви придана нарядность применением трехрядной системы кокошников, поставленных "в разбежку". В настоящее время здание находится в процессе реставрации.

Трехъярусное, пятишатровое здание звонницы, возведенное в 1600 г. на средства Бориса Годунова, относится к числу наиболее интересных и значительных построек Тихвинского монастыря. По своей типологической композиции оно восходит к Новгородской Софийской звоннице, но имеет более совершенную и развитую схему.

Сейчас звонница используется Тихвинским историко-мемориальным и архитектурно-художественным музеем и Богородично-Успенским монастырем.

Казенные кельи - двухэтажное здание, сооружение которого происходило в два этапа: в 1668 г. новгородские каменщики Ларион Осипов и Иван Кашинец построили первый этаж, а в 1678 г. кельи были надстроены тихвинцем Яковом Агапитовым. Под его же руководством в 1682 г. были выстроены тихвинскими каменщиками и Архимадричьи кельи.

В отделке фасадов обеих построек использованы типичные для жилых монастырских зданий декоративные элементы узорочья ХVII в. В настоящее время в зданиях келий развернуты выставки Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея.

Икона "Богоматерь Тихвинская".Икона "Богоматерь Тихвинская".

Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце XV в., икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись "на воздухе" над рекой Тихвинкой в Новгородской области. Именно там позднее для нее была сооружена церковь Успения Богоматери. Год явления иконы (в сказании обозначен 1383 г., когда Русью управлял Дмитрий Донской, а митрополитом был Пимен) был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е г.г. на Русь привезли несколько икон Одигитрии. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (она была написана в середине или второй половине XVI в.) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой.

На протяжении XVI-XVII в.в. сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (например, построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 г. и Иваном Васильевичем в 1547 г., основание монастыря Иваном Грозным в 1560 г., осада монастыря шведами в 1613 г. и т.д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (например, икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины XVI в. с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы XVI-XVII в.в. из Тихвинского монастыря и др.).

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В XIX в. Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно часто к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале ХХ в. на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США. Празднование ее проводится 26 июня (5 июля по новому стилю).

Метрическая книга Тихвинского Спасо-Преображенского собораФотопортрет А. М. Кузнецова с женой Яйцо-чашкаЯйцо-шкатулкаИкона "Спас Вседержитель"Фибулы конца Х в.Выставка "Археологические исследования Тихвинского края"

Интерес представляют и другие экспозиции музея - коллекция метрических книг церквей г. Тихвина и Тихвинского уезда (середина ХVIII-начало ХХ в.в.), коллекция фотодокументов, коллекция икон местных иконописцев, коллекция пасхальных яиц (конец ХIХ - начало ХХ в.в.) и выставка "Археологические исследования Тихвинского края".

Метрические книги имеют большую историко-культурную ценность для изучения жизни провинциального города. Они содержат информацию о чинах, званиях, должностях и вероисповедании, регистрацию причин смерти жителей Тихвина и Тихвинского уезда. Каждая книга описывает события одного года и состоит из трех частей: первая - о родившихся, вторая - о бракосочетаниях, третья - о умерших.

В метрических книгах Тихвинского Спасо-Преображенского собора за 1892-1897 г.г. на титульных листах расположены надписи, бумага разлинована на графы типографским способом. Сами записи - рукописные. В книге за 1892 г. содержится запись о таинстве бракосочетания Лохвицкой (по мужу Бучининой) Надежды Александровны (1872-1952), русской писательницы, известной под псевдонимом Тэффи (с 1920 г. она жила за границей).

Метрическая книга Николо-Боровинской церкви Тихвинского уезда за 1885-1894 г.г. содержит запись о рождении Равдоникаса Владислава Иосифовича (1894-1976), археолога, с 1946 г. члена Норвежской Академии Наук и члена-корреспондента АН СССР.

Коллекция фотодокументов представлена 300 фотографиями конца ХIХ - начала ХХ в.в. В основном это виды Тихвина и портреты тихвинцев, выполненные в фотомастерских городов России (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Вологда, Старая Русса и др.) Значительную часть собрания составляют фотоснимки, изготовленные в тихвинских фотоателье М.В. Малярчиковой и А.М. Кузнецова, крестьянина Новгородской губернии, жившего в Тихвине с конца ХIХ в.. Фотографией Арсений Максимович Кузнецов занялся после 1904 г., устроив свою фотомастерскую, которая находилась в доме на Павловской улице. В 1910-е г.г. виды Тихвина, снятые А.М. Кузнецовым, были размножены фототипией "Шерер, Набгольц и К" в Москве (фирма принадлежала уроженцу Курляндии Альберту Мею).

Музейная коллекция пасхальных яиц насчитывает более 100 пасхальных яиц ХVIII - начала ХХ в.в. из фарфора с сюжетной росписью, пасхальной символикой или с геометрическим орнаментом. Наиболее полно представлены пасхальные яйца с цветочным рисунком. Незначительную часть составляют яйца из дерева, металла, стекла.

Одной из наиболее значимых для музея является коллекция икон местных иконописцев, наследие которых пока мало изучено. Музейное собрание представлено, в основном, памятниками ХVII - начала ХХ в.в.

Максимального развития иконописный промысел на Тихвинском погосте достиг в середине ХVII - начале ХVIII в.в. Местные изографы, знакомые с техникой фрескового и миниатюрного письма, исполняли иконостасные комплексы для монастырей. Постоянным заказом для них было написание небольших пядничных (подносных, раздаточных) икон с изображением Богоматери Тихвинской. Сохранившиеся памятники в сочетании с архивными источниками представляют большой интерес как для изучения местных художественных центров, так и для понимания особенностей русской художественной культуры в целом.

Образцом местной иконописи можно считать икону "Спас Вседержитель" середины ХVI в. Она была отреставрирована в 1986 и 1988 г.г. реставраторами И.В. Халбаевым и М.Х. Муракаевым.

Выставка "Археологические исследования Тихвинского края" посвящена 100-летию со дня рождения ученого, историка, археолога Владислава Иосифовича Равдоникаса. На выставке представлены архивные материалы, дающие понятие об этапах археологических раскопок, о полевых отчетах. Тематико-экспозиционные комплексы посвящены исследованиям Д. Европеуса, Н.И. Репникова, В.И. Равдоникаса, В.Н. Рассказова, И.П. Крупейченко и экспонируют находки из раскопок И.П. Крупейченко, Ю.Н. Урбана, А.А. Никоновой, Л.В. Корольковой, О.М. Тихомировой, С.М. Чернова.

Наиболее интересные экспонаты на выставке - фибулы конца Х в., найденные И.П. Крупейченко в 1960-х г.г. в кургане близ п. Шугозеро Тихвинского района. Фибула - это металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Их использовали еще древние греки и римляне.